Прильнувшее к Гродненскому шоссе ИВЬЕ иногда называют "маленьким Иерусалимом". Там располагаются старейшая действующая мечеть Беларуси и единственный Музей национальных культур. Здесь на бывшей рыночной площади поставлен уникальный памятник "Единство четырех конфессий": католицизм, иудаизм, православие и ислам. И словно в продолжение этой темы веротерпимости у стен костела св. Петра и Павла 1491 г. постройки Вы узнаете о легендарной Академии ариан, которая была одним из центров образования в Великом Княжестве Литовском в XVI в. Статуя Христа у Ивьевского костела невольно ассоциируется со знаменитой скульптурой в Рио-де-Жанейро.
На смену Ивью приходит бывшее местечко СУБОТНИКИ, известное с ХVII в. Краснокирпичный костел Св. Владислава (1904) издали завораживает своей грациозной силуэтной графикой. Возводили святыню Владислав и Янина Умястовские. В нем и похоронили фундатора, а затем в усыпальницу были внесены останки его давно умерших родственников. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в 1931 году в фамильной усыпальнице Умястовских в крипте храма: изумительная чистота, блистающие полированными гранями солидные мраморные плиты с именами и датами...
С графами Умястовскими тесно связано и былое имение ЖЕМЫСЛАВЛЬ. Здешний дворец с бельведером и коринфскими портиками по обеим сторонам представляет собой уменьшенную копию королевского "Дворца-на-воде", выстроенного для последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Лазенках под Варшавой. Лепка на потолках и мозаичный пол сближали жемыславский дворец с варшавским, а богато убранные интерьеры свидетельствовали об отменном вкусе его владельцев. Вокруг усадьбы, ныне ожидающей реставраторов, сохранились многочисленные хозяйственные постройки. А затем на маршруте нас ожидает вкусный ОБЕД.
Из Жемыславля дорога приводит нас в ТРАБЫ. Они известны с ХV столетия, когда князь Трабус построил здесь замок. Петро-Павловская церковь в Трабах была сложена из дерева в 1784 году и существенно переделана на рубеже ХIX-XX вв. У здешнего костела Рождества Девы Марии (1905) очень живописный силуэт. Его мощные трехъярусные башни, перспективный портал и фронтон-щит вверху; хоровод контрфорсов оставляют в памяти яркий образ некоего готического "мистицизма".
ГОЛЬШАНЫ в прошлом были частновладельческим поселением князей Гольшанских (Ольшанских). Из их рода происходила Софья Гольшанская — жена короля Владислава Ягайло, которая стала родоначальницей династии Ягеллонов и которой здесь поставлен памятник. С XVI в. местечком владел род князей Сапег. В 1618 году Павел Стефан Сапега начал строительство каменного костела в Гольшанах, жилого корпуса монастыря францисканцев, а также родового замка. Монастырские постройки используются и ныне как действующий костел. Замок же дошел в живописных руинах. В Гольшанах уцелела характерная местечковая застройка XIX-XX вв., что придает нынешнему агрогородку особое очарование. Старая дорога из Гольшан ведет в БОРУНЫ. С 1691 г. жизнь этого бывшего местечка была накрепко связана с монастырем, который стал одним из духовных центров униатства в Беларуси. В его стенах пребывает доныне чудотворная икона Божией Матери Борунской, Утешительницы всех опечаленных. Обитель отличают изысканность форм "виленского" барокко.
И наконец, КРЕВО. Агрогородок (ранее — великокняжеское поместье) известен с XIV ст., когда здесь был построен замок, в котором в 1385 году была заключена знаменитая в истории Кревская уния. Она положило начало объединению Великого Княжества Литовского и Королевства Польского… В 1387 году в Крево появляется деревянный костел — на его месте сейчас можно увидеть выстроенный в 1990-х годах каменный храм Преображения Господня. Напротив него вздымает к небу свою шатровую звонницу православная церковь во имя Св. Александра Невского (1854). Живописные руины древнего замка — одна из наиболее ярких достопримечательностей Беларуси.